16+ Информация на портале предоставлена для ознакомления. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу!

Как проходит диагностика логопеда — этапы и методики обследования

Разное

Миниатюра к статье Как проходит диагностика логопеда — этапы и методики обследования

Содержание


Статья написана при информационной поддержке Детского развивающего центра London Express Junior.


Логопедическое обследование в раннем возрасте необходимо для определения уровня речевого развития ребенка. Комплексная диагностика логопеда помогает вовремя заметить патологии, которые сказываются на речевом центре. Такая мера нужна как для выявления причины нарушений, так и для выбора оптимальных методик решения проблемы.

Содержание

  • 1 Первая диагностика логопеда
  • 2 Когда ребенка обязательно стоит показать логопеду
  • 3 Этапы обследование у логопеда
  • 4 Подготовка ребенка к посещению врача
  • 5 Виды и методы диагностики логопеда
  • 6 Какие могут быть результаты

Первая диагностика логопеда

Первое посещение логопеда рекомендовано в возрасте 3-4 лет, когда ребенок собирается пойти в детский сад. В некоторых случаях визит к врачу совершается раньше, когда родители замечают стойкие нарушения речи. Также может потребоваться диагностика логопеда в школе, когда проблема только начинает обнаруживаться в процессе обучения.

На первом приеме врач предложит заполнить анкету, где указываются важные моменты развития ребенка. Полученная информация поможет логопеду правильно спланировать работу и подобрать индивидуальную программу.

Первая ознакомительная беседа с логопедом
Первая ознакомительная беседа с логопедом

При общем обследовании врач выясняет следующие моменты:

  • уровень знания геометрических форм, цветов, параметров предметов;
  • способность ориентироваться в пространстве и времени;
  • знание простых математических понятий;
  • состояние мелкой моторики;
  • умение классифицировать.

Обследование речевого развития включает оценку понимания ребенком, когда к нему обращаются, выяснение, какими речевыми средствами он пользуется, подражает ли взрослым, каким образом отвечает на вопросы. Врач просит назвать и показать предмет, часть тела, животное, описать что-либо одним словом.

При обследовании связной речи врач спрашивает, как зовут ребенка, имена родителей, сестер, братьев, с кем он проживает, какая у него любимая игрушка. Затем ему нужно будет рассказать историю, составить предложения по картинкам и опорным словам.

Выявив нарушения, врач может порекомендовать детский развивающий центр или индивидуальную работу с ребенком.

Когда ребенка обязательно стоит показать логопеду

Самым ранним поводом посетить логопеда будет отсутствие гуления у грудничка до года. Неправильной будет стратегия выжидания, пока ребенок «разговориться», ведь чем старше он становится, тем сложнее решить имеющуюся проблему.

Поводом обратиться к специалисту также будут следующие нарушения:

  • к трем годам ребенок не может правильно выстраивать фразы;
  • до пяти лет не овладевает грамматическим строением;
  • ребенок начал говорить, но затем полностью замолчал;
  • плохо произносит отдельные звуки.

Кроме этого, диагностика готовности к школе логопедом поможет родителям заняться правильным развитием малыша. Специалист расскажет, на чем нужно сделать акцент, как проводить занятия, каким образом заинтересовать ребенка в совершенствовании речи.

Этапы обследование у логопеда

Коллективные занятия позволяют логопеду определить отношение ребенка к окружающим людям
Коллективные занятия позволяют логопеду определить отношение ребенка к окружающим людям

Обследование детей логопедом состоит из нескольких этапов:

  1. Наблюдение за ребенком в процессе игры, общения с родителями.
  2. Оценка проявления интереса к окружающим людям и предметам.
  3. Внимание, способность сосредотачиваться, как ребенок воспринимает громкие звуки и шепот.
  4. Оценка наблюдательности — сопоставление картинок, предметов, узнавание цветов.
  5. Изучение уровня интеллектуального развития — умение считать, отличать предметы по основным признакам, ориентироваться в пространстве.
  6. Состояния речевой и общей моторики.
  7. Умение понимать речь и произносить — повтор предложений, понимание рассказа, выполнение легких поручений, составление предложений.

Занятия с логопедом будут проводиться по схеме, составленной после первичного обследования и прогноза.

Подготовка ребенка к посещению врача

Визит к специалисту может встревожить ребенка, тогда он закроется и не будет выходить на контакт, который крайне важен для диагностики. Некоторые дети могут негативно отреагировать на посещение логопеда, даже при правильном объяснении цели визита, аргументировав тем, что у них нет проблем и они уже умеют «красиво» разговаривать, и тогда переубедить их очень сложно.

Рекомендации логопеда по поводу подготовки к обследованию:

  • рассказать ребенку, кто такой логопед, объясняя ему, как взрослому человеку;
  • показать видео, где логопед работает с ребенком;
  • совсем маленьким говорить о том, что идете знакомиться и играть.

Логопед начинает первый прием в форме игры, потому ребенок чувствует себя комфортно. Если же от него скрывать цель визита к специалисту, он будет взволнован, и тогда будет сложнее выйти с ним на контакт.

Виды и методы диагностики логопеда

Занятия с логопедом
Занятия с логопедом

Методы диагностики детей до 2 лет без нарушения интеллекта и слуха:

  1. Понимание названий предметов. Несколько игрушек раскладываются перед ребенком, логопед просит показать каждую из них поочередно.
  2. Понимание действий. Логопед просит выполнить определенную задачу — покормить куклу, положить мишку спать.
  3. Ориентирование в группе. Ребенка просят показать предмет, расположенный в комнате, найти что-либо или подойти к чему-то.
  4. Активная речь. Ребенок свободно играет, в процессе чего логопед наблюдает за его эмоциями, произносимыми звуками, словами.

Методы диагностики ребенка логопедом в возрасте до 3 лет:

  1. Понимание речи, предлогов. Дается задание — положить игрушку «под», «около», переступить «через», стать «перед» чем-то.
  2. Понимание префиксальных отношений. Дается поручение «закрыть», «развернуть», «открыть», «унести».
  3. Слуховое внимание. Определяется умение различать схожие по звучанию слова — «усы-уши», «мышка-мишка».
  4. Активная речь. Логопед ведет с ребенком свободную беседу, ожидая услышать сложное придаточное предложение.

Какие могут быть результаты

Результаты логопедического обследования содержат информацию о темпе, ритме, интонации голоса, особенностях дыхания. Логопед делает записи о состоянии звукоголосовой структуры фраз и отдельных слов, импрессивной и экспрессивной речи, словарного запаса, голосовой моторики.

Логопед может выявить такие нарушения речи, как:

  • косноязычие или дисалгия — искажение, замена звуков, их смешивание или отсутствие;
  • ринолалия — нарушение звукопроизношения и тембра голоса по причине дефектов речевого аппарата, ребенок гнусавит, искажает звуки, говорит монотонно;
  • дизартрия — возникает следствие поражения ЦНС, когда нарушаются движения и сила органов речи, ребенку сложно контролировать язык;
  • алалия — частичное или полное отсутствие речи при сохранении нормального слуха, ребенок старается контактировать с родителями и окружающими людьми, делая это мимикой и жестами;
  • задержка речевого развития — возникает при нарушениях физического и психического состояния, часто наблюдается у детей из неблагополучных семей;
  • логоневроз — это заикание, когда ребенок растягивает звуки, повторяет согласные, останавливается на полуслове, точные причины до сих пор не выяснены, но большую роль играет психоэмоциональное состояние;
  • дислексия и дисфагия — неспособность овладеть чтением и письмом при нормальном интеллектуальном развитии, ребенку видятся другие буквы, он допускает много ошибок в письме.

При обнаружении дефекта нужно определить первопричину, чтобы работа с логопедом была направлена на ее устранение. Когда есть подозрение на повреждения нервной системы, врач направляет на обследование к другим специалистам — неврологу, психологу, дефектологу. Окончательное заключение делается логопедом после получения ответов на все поставленные вопросы.