Содержание
Статья написана при информационной поддержке Детского развивающего центра London Express Junior.
Логопедическое обследование в раннем возрасте необходимо для определения уровня речевого развития ребенка. Комплексная диагностика логопеда помогает вовремя заметить патологии, которые сказываются на речевом центре. Такая мера нужна как для выявления причины нарушений, так и для выбора оптимальных методик решения проблемы.
Содержание
- 1 Первая диагностика логопеда
- 2 Когда ребенка обязательно стоит показать логопеду
- 3 Этапы обследование у логопеда
- 4 Подготовка ребенка к посещению врача
- 5 Виды и методы диагностики логопеда
- 6 Какие могут быть результаты
Первая диагностика логопеда
Первое посещение логопеда рекомендовано в возрасте 3-4 лет, когда ребенок собирается пойти в детский сад. В некоторых случаях визит к врачу совершается раньше, когда родители замечают стойкие нарушения речи. Также может потребоваться диагностика логопеда в школе, когда проблема только начинает обнаруживаться в процессе обучения.
На первом приеме врач предложит заполнить анкету, где указываются важные моменты развития ребенка. Полученная информация поможет логопеду правильно спланировать работу и подобрать индивидуальную программу.
При общем обследовании врач выясняет следующие моменты:
- уровень знания геометрических форм, цветов, параметров предметов;
- способность ориентироваться в пространстве и времени;
- знание простых математических понятий;
- состояние мелкой моторики;
- умение классифицировать.
Обследование речевого развития включает оценку понимания ребенком, когда к нему обращаются, выяснение, какими речевыми средствами он пользуется, подражает ли взрослым, каким образом отвечает на вопросы. Врач просит назвать и показать предмет, часть тела, животное, описать что-либо одним словом.
При обследовании связной речи врач спрашивает, как зовут ребенка, имена родителей, сестер, братьев, с кем он проживает, какая у него любимая игрушка. Затем ему нужно будет рассказать историю, составить предложения по картинкам и опорным словам.
Выявив нарушения, врач может порекомендовать детский развивающий центр или индивидуальную работу с ребенком.
Когда ребенка обязательно стоит показать логопеду
Самым ранним поводом посетить логопеда будет отсутствие гуления у грудничка до года. Неправильной будет стратегия выжидания, пока ребенок «разговориться», ведь чем старше он становится, тем сложнее решить имеющуюся проблему.
Поводом обратиться к специалисту также будут следующие нарушения:
- к трем годам ребенок не может правильно выстраивать фразы;
- до пяти лет не овладевает грамматическим строением;
- ребенок начал говорить, но затем полностью замолчал;
- плохо произносит отдельные звуки.
Кроме этого, диагностика готовности к школе логопедом поможет родителям заняться правильным развитием малыша. Специалист расскажет, на чем нужно сделать акцент, как проводить занятия, каким образом заинтересовать ребенка в совершенствовании речи.
Этапы обследование у логопеда
Обследование детей логопедом состоит из нескольких этапов:
- Наблюдение за ребенком в процессе игры, общения с родителями.
- Оценка проявления интереса к окружающим людям и предметам.
- Внимание, способность сосредотачиваться, как ребенок воспринимает громкие звуки и шепот.
- Оценка наблюдательности — сопоставление картинок, предметов, узнавание цветов.
- Изучение уровня интеллектуального развития — умение считать, отличать предметы по основным признакам, ориентироваться в пространстве.
- Состояния речевой и общей моторики.
- Умение понимать речь и произносить — повтор предложений, понимание рассказа, выполнение легких поручений, составление предложений.
Занятия с логопедом будут проводиться по схеме, составленной после первичного обследования и прогноза.
Подготовка ребенка к посещению врача
Визит к специалисту может встревожить ребенка, тогда он закроется и не будет выходить на контакт, который крайне важен для диагностики. Некоторые дети могут негативно отреагировать на посещение логопеда, даже при правильном объяснении цели визита, аргументировав тем, что у них нет проблем и они уже умеют «красиво» разговаривать, и тогда переубедить их очень сложно.
Рекомендации логопеда по поводу подготовки к обследованию:
- рассказать ребенку, кто такой логопед, объясняя ему, как взрослому человеку;
- показать видео, где логопед работает с ребенком;
- совсем маленьким говорить о том, что идете знакомиться и играть.
Логопед начинает первый прием в форме игры, потому ребенок чувствует себя комфортно. Если же от него скрывать цель визита к специалисту, он будет взволнован, и тогда будет сложнее выйти с ним на контакт.
Виды и методы диагностики логопеда
Методы диагностики детей до 2 лет без нарушения интеллекта и слуха:
- Понимание названий предметов. Несколько игрушек раскладываются перед ребенком, логопед просит показать каждую из них поочередно.
- Понимание действий. Логопед просит выполнить определенную задачу — покормить куклу, положить мишку спать.
- Ориентирование в группе. Ребенка просят показать предмет, расположенный в комнате, найти что-либо или подойти к чему-то.
- Активная речь. Ребенок свободно играет, в процессе чего логопед наблюдает за его эмоциями, произносимыми звуками, словами.
Методы диагностики ребенка логопедом в возрасте до 3 лет:
- Понимание речи, предлогов. Дается задание — положить игрушку «под», «около», переступить «через», стать «перед» чем-то.
- Понимание префиксальных отношений. Дается поручение «закрыть», «развернуть», «открыть», «унести».
- Слуховое внимание. Определяется умение различать схожие по звучанию слова — «усы-уши», «мышка-мишка».
- Активная речь. Логопед ведет с ребенком свободную беседу, ожидая услышать сложное придаточное предложение.
Какие могут быть результаты
Результаты логопедического обследования содержат информацию о темпе, ритме, интонации голоса, особенностях дыхания. Логопед делает записи о состоянии звукоголосовой структуры фраз и отдельных слов, импрессивной и экспрессивной речи, словарного запаса, голосовой моторики.
Логопед может выявить такие нарушения речи, как:
- косноязычие или дисалгия — искажение, замена звуков, их смешивание или отсутствие;
- ринолалия — нарушение звукопроизношения и тембра голоса по причине дефектов речевого аппарата, ребенок гнусавит, искажает звуки, говорит монотонно;
- дизартрия — возникает следствие поражения ЦНС, когда нарушаются движения и сила органов речи, ребенку сложно контролировать язык;
- алалия — частичное или полное отсутствие речи при сохранении нормального слуха, ребенок старается контактировать с родителями и окружающими людьми, делая это мимикой и жестами;
- задержка речевого развития — возникает при нарушениях физического и психического состояния, часто наблюдается у детей из неблагополучных семей;
- логоневроз — это заикание, когда ребенок растягивает звуки, повторяет согласные, останавливается на полуслове, точные причины до сих пор не выяснены, но большую роль играет психоэмоциональное состояние;
- дислексия и дисфагия — неспособность овладеть чтением и письмом при нормальном интеллектуальном развитии, ребенку видятся другие буквы, он допускает много ошибок в письме.
При обнаружении дефекта нужно определить первопричину, чтобы работа с логопедом была направлена на ее устранение. Когда есть подозрение на повреждения нервной системы, врач направляет на обследование к другим специалистам — неврологу, психологу, дефектологу. Окончательное заключение делается логопедом после получения ответов на все поставленные вопросы.
Помогла ли вам статья?
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!